Здесь вам не равнина

Если вам довелось увидеть шумную группу молодых людей с рюкзаками 24 июля у поезда, отправляющегося до Ташкента, знайте, что вы видели нас - туристов из студенческого турклуба "Рифей" Южно-Уральского Государственного Университета, участников экспедиции "Памиро-Алай 98".

Клубу уже более двадцати пяти лет и через него прошло не одно поколение челябинских туристов. Клуб имеет свои добрые традиции, одна из которых - ежегодные выезды в горы. В этот раз нас собралась целая экспедиция, говоря точно - целых пять групп различных категорий сложности от "двойки" до "пятерки". Район нашего путешествия - Памиро-Алай, Матчинский горный узел, был выбран еще прошлой осенью, и тогда же началась тщательная подготовка. Курс лекций по горному туризму, который нам, новичкам, читали наши "бывалые". Бесконечные тренировки, соревнования, благодаря которым мы получили навыки передвижения в горах, наведения переправ, организации спасательных работ. И вот, наконец, долгожданный день пришел, мы погрузились в поезд и несемся в горы. Дорогой проезжаем столицы ставших теперь суверенных государств, и что интересно, везде нас принимают тепло, по-доброму. В поезде - кто подшивает и ремонтирует снаряжение, ведя последние приготовления, кто терзает гитару, а кто-то уплетает пирожки, заботливо уложенные мамой, или арбузы, которые появились ближе к югу. К исходу трех дней были в Ташкенте, оттуда поехали в Исфару и далее в Ворух - таджикский поселок у самого подножья гор.

Уже поздно ночью договорились с транспортом, и вот мы трясемся в кузове старенького ГАЗа, который иногда толкаем в гору сами. То и дело свешиваемся над пропастью, ощущения не для слабонервных, особенно если сидишь у борта. Приехали поздно ночью, помню, меня поразило, насколько чистым и прозрачным кажется горное небо, устланное мириадами звезд. В городе такого не увидишь. Утром следующего дня группы, пожелав друг другу хорошей погоды и здоровых ног (знатоки оценят это пожелание), разошлись по маршрутам. Мы, "двоечники", т.е. совершающие поход второй категории сложности, отправились к горному озеру Кара-Куль, постепенно набираем высоту. Озеро поражает своей красотой, как чистейший голубой бриллиант в оправе, величественных гор, обрывами спадающих в бесконечную глубину воды. Цвет воды на глазах меняется, в зависимости от погоды. На берегу озера варили обед, а к вечеру опять совершаем набор высоты, двигаясь на перевал Двойной (4090м). Встретили киргизского чабана, и узнали что такое восточное гостеприимство. Он накормил нас до отвала жареной бараниной и лепешками. Все было очень вкусно. К обеду следующего дня поднялись на перевал Двойной, откуда любовались открывшейся панорамой горной страны - Матчи. Как полагается, сняли записку наших предшественников, оставили свою с наилучшими пожеланиями. Съели "перевальный" шоколад, поздравили друг друга с первым перевалом и побежали по "сыпухе" вниз, ибо перевал стало затягивать облаками. Далее нам довелось узнать, насколько важна каждая мелочь в походе. Стали барахлить примусы, которые мне, как реммастеру надо было отремонтировать, что и было сделано на дневке, у реки Кшемыш на следующий день.

Дневка пролетела незаметно. Любуясь видами пика Боец (5300м), поднимаемся по ледовому ущелью на перевал Кироксан, по левой стене которого сходят камнепады. Невольно вспоминаешь слова песни Высоцкого "Здесь вам не равнина, здесь климат иной". После обеда перевал затянуло, и мы оказались в пелене серого тумана, наш руководитель Серега настоял на том, чтобы поставить лагерь, а перевал брать утром. Особенностью местной погоды являлось то, что солнце было только в первой половине дня, далее же появлялись облака, а вечером шел дождь. Расчет был верен, и к обеду следующего дня мы штурмовали перевал, вешая перила на снежник, покрывающий его седловину. После восхождения на Кироксан появилось ощущение, что забрался не менее чем на Эверест. В чем-то так и было, ведь у каждого свой Эверест. Слова поздравлений, торжественное снятие записки, шоколад и спуск в сплошной облачности. Это была кульминация нашего путешествия, далее был спуск по реке под перевал Джиптык, за которым снова начинаются обжитые места. Под перевалом по традиции устраиваем праздничный ужин, непременной составляющей которого является торт из сухарной крошки и сгущенки. Уже слышны мечтания вслух о плове, фруктах и других гастрономических прелестях. На Джиптыке сняли записку нашей же "тройки ", они начали маршрут с него, а мы завершаем. И снова мы в поселке, снова чувствуем неповторимый колорит азиатского транспорта, но теперь уже к прочей радости добавилось ощущение победы, ведь поход удался и мы совершили намеченное. Каждый поход это победа над крутым перевалом, коварным ледником, быстрой рекой, непогодой, но прежде всего - над самим собой.

Теперь все трудности позади, а мы отъедаемся блюдами восточной кухни и уплетаем спелые дыни, виноград и персики. По дороге домой уже строим планы на будущее, ведь не зря говорят: кто хоть раз побывал в горах обязательно туда вернется.

В заключении, хочу сказать, что, не смотря на все сложности нашей жизни, есть людифанатики гор, благодаря которым возможны такие путешествия, прежде всего это руководитель и идейный вдохновитель нашего клуба - Алексей Шестаков. Немало сил и энергии пришлось положить на то, чтобы организовать эту экспедицию. Большую помощь в ее проведении нам оказало Управление по физической культуре, спорту и туризму при Администрации города. Хочется верить, что это не последняя наша поездка, на следующий год, летом, мы планируем отправиться в район Киргизского хребта, поэтому впереди - сборы, тренировки, соревнования, вылазки, так что скучать не придется. Мы рады всем, кто желает к нам присоединиться. Нас очень легко найти, узнав расписание занятий турклуба "Рифей" в спорткомплексе ЮУрГУ.