ОТЧЕТ
о горном туристском походе пятой категории сложности по Памиро-Алаю /Матча/,
совершенном с 27 июля по 16 августа 1998г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Справочные сведения о путешествии

Группа туристов студенческого турклуба “РИФЕЙ” ЮурГУ
Район путешествия: Памиро-Алай /Матча/
Категория сложности: пятая
Сроки проведения: с 27 июля по 16 августа 1998г.
Протяженность маршрута:
Нитка маршрута: пос.Ворух – пер.Дунон(н/к) – р.Кшемыш – пер.Спартак(2Б,4380) – р.Калай-Махмуд – рад.выход ледопад Райгородского(2Б) – пер.Курдактыр(н/к, 3280) – пер.Двойной(1Б,4090) – р.Кшемыш – л.Кшемыш – пер.Щуровского(2А,4300) – л.Щуровского – пер.Долгож-данный(3А,4690) – л.Толстого – пер.Толстого(3А,4860) – лед.Кара-Тура – рад.выход пер.Каратура+в.Снежный Купол(3А,5117) – пер.Куганды(н/к,3420) – р.Джиптык – пер.Джиптык(1А,3800) – пос.Ворух.
Группа выпущена на маршрут: Челябинской ОМКК
Состав группы:
Ф.И.О. год рожд. домашний
адрес
Обязанности
в группе
1 Шестаков Алексей Анатольевич 1966 Челябинск Вострецова 22-92 руководитель
2 Телицин Сергей Юрьевич 1976 Челябинск Марченко 27-133 зам.рук.
3 Кочетков Дмитрий Анатольевич 1974 Челябинск Комсомольский 38-133 фотограф
4 Шульц Александр Леонардович 1974 Челябинск Кр.Урала 5-8 реммастер
5 Сумарокова Елена Васильевна 1975 Челябинск Победы 330-93 завхоз
6 Замятин Александр Валерьевич* 1972 Челябинск Береговая 32а-4 медик
* - по причине болезни на подъездах, в технической части маршрута не участвовал



2. Справочные сведения о районе путешествия

Горный узел Матча - одна из наиболее мощных и обширных центров оледенения в горной системе Памиро-Алая, где на меридиане 70 Алайский хребет разветвляется на Туркестанский и Зеравшанский. Все три хребта, вытянувшись в широтном направлении, поднялись здесь почти до 4800 м над уровнем моря. Многочисленные вершины превышают 5000 м, а пик Скалистый поднимается на 5621 м. В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился огромный даже по памирским масштабам Зеравшанский ледник длиной 25 км, из которого вытекает река Зеравшан, носящая в верхнем течении имя Матча.
Территория Матчинского узла обширна. Площадь его высокогорной части около 10 000 км
В административном отношении Матчинский горный узел входит: к северу от Туркестанского и Алайского хребтов в состав Киргизии, к югу - Таджикистану. В северной части узла бассейны рек Исфара и Сох относятся к Таджикистану и Узбекистану.
Горы Матчинского узла - альпийского типа. Имея острые, резкие очертания, они на значительном протяжении, как в широтном, так и меридиональном направлении не опускаются ниже 3500 м над уровнем моря. Пятитысячники покрыты ледниками и вечными снегами.
Вся высокогорная область Матчинского узла представляет собой чередование высоких хребтов и глубоких, узких межгорных ущелий и долин.
Схематически горный узел Матча имеет форму овала с мощным горным поднятием и обширным оледенением. В центре лежит Зеравшанский ледник с многочисленными притоками. С севера узел ограничен долинами рек Каравшин и Исфара, с юга - долиной Сурхоба, с запада - верховьями долины Зеравшана, а с востока - долиной реки Сох и ее истоками.
Территориально Матчинский горный узел можно разделить на следующие участки: Туркестанский хребет с окрестностями; восточнее, на той же широте, - массив Ак-Терек; южнее Ак-Терека - Алайский хребет с окрестностями, а западнее, на тойже широте, - Зеравшанский хребет с окрестностями; южнее последнего - массив Ак-Таш.
Климат Матчинского горного узла умеренно континентальный, а в предгорных районах умеренно теплый. Обилие солнца. Лето жаркое, но без духоты. Зима в горах холодная, с морозами.
В зависимости от высоты места и характера рельефа климат Матчинского горного узла можно разбить на несколько типов. Очень жаркое лето и мягкую зиму туристы видят на подъездных путях к району путешествий (350-500 м). Лето здесь длинное (более 200 дней), количество осадков - от 175 до 350 мм.
Жаркое лето и прохладная зима бывают на высотах от 500 до 1500 м. Осадков тут выпадает 350-700 мм.
На высотах 1500-3000 м лето прохладное, а зима холодная. Осадков выпадает много.
Постоянных холод царит в горах на высоте 3000 м - лето там очень короткое, а зима морозная и длинная.
Время летних путешествий в горах Матчи - с конца июля по сентябрь включительно. В этот период непогода с осадками во всем районе редка и длится 1-2, а иногда 3-4 дня.
В Матчинском узле можно организовать интересные походы по маршрутам 1 - 2-й категории сложности; большой познавательный и спортивный интерес представляют маршруты 3 - 6-й категории сложности.В массиве Туркестанского хребта.
Туркестансий хребет в районе Матчи имеет на значительном протяжении высоту более 4000 м. Самая высокая вершина - пик Пирамидальный (5509 м), рядом, западнее, - Карасу (5309 м). Восточнее расположились верши ны Джаупая (5209 м), Гранитный (5287 м), Минтэке (5482 м), Федченко (5287 м), Туркестан (Новосибирцев) (5409 м), Землепроходцев (5407 м), Щуровского (5560 м), Кшемышбаши (5282 м), Игла (5301 м).
Гребни и вершины Туркестанского хребта лежат в зоне вечного снега, граница которой на северном склоне проходит на высоте 3500-4000 м, а на южном - несколько выше. Хребет сложен преимущественно кремнистыми и глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, в восточной части - мрамор, гранит, габбро.
Северный склон Туркестанского хребта, обращенный к Ферганской долине, длиннее и положе южного. Спускаясь по нему, туристы могут увидеть здесь все разнообразие природы гор. Наверху (выше 3500 м) скалистая снежная пустыня. Ниже зеленый альпийский пояс.
На северном склоне хребта сосредоточены ледники: Кшемыш, Щуровского, Минтэке, Каратура, Тамынген, Джаупая, Аксу, Карасу и Дукенек. Почти все они меридионально сползают в глубокие ущелья до границы леса. Разделяющие их скальные гребни с вершинами-пятитысячниками причудливо украшены висячими ледниками и заснеженными каньонами. К северу остроконечные пики и острые гребни склона сменяются сглаженными куполами и мягкими, округлой формы гребнями предгорий.
Южный склон в противоположность северному крутой, короткий, сильно рассеченный. Между скалистыми почти отвесными стенами гребней, увенчанными многочисленными каровыми и висячими ледниками, располагаются ледники Мир-Амин, Скачкова, Толстого, Фарахноу, Рама, Бегисия и Вадиф. Поверхность ледников, особенно в местах их слияния с телом Зеравшанского ледника, покрыта обломочным материалом. Повсюду серые скалы с висячими ледниками и унылыми щебневыми осыпями. Однако даже здесь, среди безжизненных камней, встречаются зеленые лужайки с яркими альпийскими цветами и отдельными кустарниками арчи.
Ледники и снежники Туркестанского хребта питают многочисленные реки. Те из них, что текут с северного склона, принадлежат бассейну Исфары, а те, что с южного, - бассейну Зеравшана.
В бассейне ледника Щуровского, в 2-3 км выше конца языка, на его правом моренном берегу, разместились три голубых озера, незначительных по размерам. Бирюзовое озеро укрылось у левой части подножия ледника Долгожданный, притока Щуровского. Все четыре озера находятся на высоте около 3600 м.
Маршруты по северному склону Туркестанского хребта и в его окрестностях, как правило, начинаются из кишлака Ворух, самого верхнего в долине Исфары.


3. Организация путешествия и его цели

Пешеходная часть маршрута проходила в северо-восточной части Матчинского горного узла. В настоящее время этот район посещается очень часто. Большие высоты, удобные подъезды, большой выбор перевалов для походов различных категорий, своеобразная красота этого района - все это явилось предпосылками для выбора района путешествия.
Челябинские группы уже давно посещают этот район, так что он является для нас не новым.
Поход проводился в рамках Третьей студенческой спортивной экспедиции "Памиро-Алай 98", проводимой студенческим турклубом "РИФЕЙ", в которой принимало участие четыре группы. Целью экспедиции и похода было дальнейшее изучение туристских возможностей этого района Матчинского горного узла, повышение спортивного мастерства спортсменов, выполнение разрядных требований по горному туризму.
Для подготовке маршрута использовались материалы собранные нашей группой в 1991-1996 годах.
В качестве определяющих сложность похода перевалов планировались пер.Довгулевич /Райгородского/(3А,4800), пер.Игла(3А,4600), пер.ОПТЭ(3А,4500), пер.Толстого(3А,4860), в запасных вариантах пер.Долгожданный(3А,4700) и рад. выход на пер.Каратура + в.Снежный купол(3А,5120).
Большое внимание было уделено разработке запасных вариантов маршрута. В случае неблагоприятных погодных условий, в запасных вариантах предусматривался обход перевалов 3А к/т через перевалы 1Б - 2Б к/т.
План акклиматизации включал прохождение в начале маршрута относительно простых перевалов Дунон(н/к) и Спартак(2Б,4400).
Перед походом участники группы проводили совместные занятия по технике и тактике. В марте - июне участвовали в городских и зональных соревнованиях по технике горного туризма.
Большинство участников группы уже бывали друг с другом в горных и лыжных походах, поэтому вопросы психологической совместимости и схоженности группы разрешались довольно просто.



4. Таблица дневных переходов

день пути дата участок пути протяж. /км/ ход. время /ч.мин/
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

20

21
27.07
28.07
29.07
30.07
31.07
1.08
2.08
3.08
4.08
 
5.08
6.08
7.08
 
8.08
9.08
10.08
11.08
12.08
13.08
14.08
 
15.08
 
16.08
пос.Ворух - пер.Дунон(н/к)
пер.Дунон(н/к) - р.Кшемыш /лет.Тубек/
Заброска под л.Кшемыш
р.Кшемыш - подход под пер.Спартак(2Б)
пер.Спартак(2Б,4400) - л.Кырчин Верхний
л.Кырчин Верх. - р.Кырчин.
рад. выход на ледопад Райгородского(2Б)
дневка на р.Калай-Махмуд
р.Калай-Махмуд- пер.Курдактыр(н/к,3300) -
подход под пер.Двойной(1Б)
пер.Двойной(1Б,4100) - р.Кшемыш
р.Кшемыш - л.Кшемыш
л.Кшемыш - пер.Щуровского(2А,4300) -
л.Щуровского - л.Долгожданный.
дневка на л.Долгожданный.
подход под пер.Долгожданный(3А)
пер.Долгожданный(3А,4700) - л.Толстого
л.Толстого - пер.Толстого(3А,4860)
пер.Толстого(3А) - л.Каратура
л.Каратура - подход под пер.Каратура(3А)
рад. выход пер.Каратура + в.Снежный
купол(3А,5120)
л.Каратура - р.Мынтеке - пер.Куганды(н/к) -
р.Джиптык
р.Джиптык - пер.Джиптык(1А,3810) - п.Ворух
- -
14
8
5
5
4
4
 
 
13
12
7

12
 
5
3
2
5
5
4
 
30
 
18
- -
5:40
3:00
3:40
6:10
1:20
8:30
 

4:10
4:30
2:40

5:10

2:30
7:00
5:00
3:00
2:00
9:00
 
7:40
 
5:10

Итого: 156 км.

5. Техническое описание похода

1 /27.07.98. Участок пути: пос.Ворух - пер.Дунон.
Из Воруха на пер.Дунон(н/к) нас завезли на машине, встаем на ночлег прямо на седловине в 23:30, воды нет. Из Воруха в долину р.Кшемыш ч/з пер.Дунон идет хорошая дорога, но таджики отказываются везти туда, т.к. там уже территория Киргизии.

2 /28.07.98. Участок пути: пер.Дунон(н/к) - р.Кшемыш /лет.Тубек/. Путь:14км. Ходовое время: 5:40.
С перевала по дороге спускаемся к р.Бирксу, здесь находится кишлак, где встаем на завтрак и на обед. С местными киргизами договариваемся насчет ишаков /2 ишака до лет.Тубек за 150руб/. После обеда грузим 4 рюкзака на ишаков и отправляемся в путь. Хорошая тропа идет по левому /орографически/ берегу. Проходим несколько летовок. Не доходя 2 км до лет.Тубек разгружаем ишаков и несем груз сами. У лет.Тубек хорошие стоянки, чистая вода, есть дрова. В этом году киргизы здесь не живут.

3 /29.07.98. Участок пути: заброска под л.Кшемыш. Путь:8км. Ходовое время: 3:00.
После обеда делаем заброску к языку л.Кшемыш. Рядом с лет.Тубек есть мост, по которому переходим на правый /орогр/ берег, по хорошей тропе доходим до л.Кшемыш, и здесь оставляем заброску. От лет.Тубек до л.Кшемыш по левому берегу также идет тропа.

4 /30.07.98. Участок пути: р.Кшемыш - подход под пер.Спартак(2Б). Путь:5км. Ходовое время: 3:40.
С места ночевки от лет.Тубек переходим на правый берег и по тропе спускаемся вниз вдоль реки.Через 0,5 км от моста, тропа начинает подыматься вверх по склону поросшему арчей, где и теряется. Набрав 200 м высоты выходим на длинный, крутой травянистый склон. Слева /по ходу/ остается русло высохшего ручья. Серпантином выходим под старый моренный вал, который обходим слева от него. По "карману" правобережной морены выходим в среднюю часть ледника, здесь есть хорошая площадка и чистая вода. Хорошо виден пер.Спартак. От площадки продолжаем движение в "кармане" правобережной морены. Выходим под перевальный влет пер.Спартак. На морене есть хорошие площадки. Цирк полностью просматривается, хорошо виден подъем на пер.Спартак.

5 /31.07.98. Участок пути: пер.Спартак(2Б,4400) - л.Кырчин Верхний. Путь:5км. Ходовое время: 6:10.
По морене за 10 мин. дошли до начала подъема на перевал. У перевала две седловины восточная и западная, идем на западную. Перевальный взлет: снежно - скальный, в верхней части ледовый, общей протяженностью 700 м. кр.35-40 град. От перевального взлета пер.Тубек(1Б), траверсом снежного склона начинаем подъем в кошках в сторону седловины пер.Спартак. От последнего скального гребня движемся вверх на седловину, по перилам /200 м/, по ледовому склону. На перевал выходим в 12:30. Седловина перевала скально-снежно-осыпная, широкая, тур справа на скалах, есть площадки под две палатки. Спуск с перевала ск-ос склон пр-ю 1,5 км. кр.20-25 град., который выводит на л.Кырчин Верхний. С этой стороны трудно определить путь подъема на пер.Спартак. Продолжаем спуск по левобережной морене, вскоре начинается тропа, которая идет по гребню морены, затем спускается в "карман". Здесь встаем на ночлег.

6 /1.08.98. Участок пути: л.Кырчин Верхн. - р.Кырчин. Путь:4км. Ходовое время: 1:20.
Продолжаем спуск в "кармане" левобережной морены, до р.Кырчин. По левому берегу реки р.Кырчин спускаемся до левобережной морены л.Райгородского. Переходим р.Кырчин вброд и у морены ставим лагерь.

7 /2.08.98. Участок пути: рад. выход на ледопад Райгородского(2Б) Путь:4км. Ходовое время: 8:40.
Напротив поворота р.Кырчин пересекаем старую левобережную морену л.Райгородского. На спуске с гребня морены на ледник, по конгломерату вешаем 20 м. перил. По нижней пологой части ледника подошли под ледопад. Условно ледопад можно разбить на три участка:
Первый участок представляет собой чередование коротких /10 - 15 м/ крутых участков льда с большими пологими балконами, пр-ть 300 м. кр. 30-35 град. Подъем начинаем связками, по центру ледопада, местами с попеременной страховкой. Навеска перил 3 х 20 м. Постепенно уходим вправо, к скально-осыпному склону поросшему травой. По нему обычно обходится средняя, с ледовым сбросом, ступень ледопада. Но в этом году ледник возле скал оказался сильно разломан и постоянно простреливался камнями со скального кулуара. Поэтому было принято решение идти по центру ледопада.
Второй участок ледопада круче и сильнее изрезан трещинами, пр-ть 300 м. кр. 40-45 град. Навеска перил 6 х 40м. Вышли под нависающие разломы "сераки", которые пройти безопасно оказалось проблематично. Позже на возможном маршруте подъема произошел обвал "серака". Погода испортилась, пошел дождь.
В силу всех этих причин было принято решение идти вниз. Началась гроза. На спуске навесили 8 х 40 м. перил. Спускаемся с ледника по правобережной морене до слияния реки с л.Райгородского и р.Кырчин, ставим лагерь. Полностью промокли.

8/3.08.98. Дневка на реке Калай-Махмуд.
Дневка. Пытаемся сушить промокшие вещи. В связи с нехваткой времени для организации разведки и прохождения ледопада, принимаем решение идти по зап. варианту через пер.Курдактыр и пер.Двойной.

9 /4.08.98. Участок пути: р.Калай-Махмуд - пер.Курдактыр(1Б,3300) - подход под пер.Двойной(1Б). Путь:13км. Ходовое время: 4:10.
От языка л.Райгородского идем по левому берегу р.Калай-Махмуд. Переходим по камням р.Кырчин, с утра это сделать просто. После слияния рек начинается тропа по левому берегу р.Калай-Махмуд. Пройдя от стоянки около трех км. подходим к мосту. От моста тропа круто уходит влево вверх, в сторону пер.Курдактыр. В начале подъема тропа размыта, поэтому ее тяжело найти и есть опасность в том , что можно уйти далеко вниз вдоль реки, тогда придется брать перевал по крутому травянистому склону вдоль ручья. По тропе идущей по травянистым склонам выходим на пер.Курдактыр(н/к). Седловина широкая, осыпная. С перевала хорошо виден пер.Двойной(1Б) и оз.Кара-Куль-Катта. По тропе траверсом уходим в сторону пер.Двойной, пересекаем морену и выходим на ручей ведущий к перевалу. Вдоль ручья поднимаемся под перевал. Погода совсем испортилась, низкая облачность, дождь. На травянистом склоне, под седловиной выравниваем площадку и ставим лагерь.

10 /5.08.98. Участок пути: пер.Двойной(1Б,4100) - р.Кшемыш. Путь:12км. Ходовое время: 4:30.
В гребне две ярко выраженных седловины, идем на левую, по снежнику. Седловина перевала снежно - осыпная, тур посередине. Траверсом снежно-осыпного склона, за 30 мин., выходим на вторую седловину пер.Двойной. Седловина снежно-осыпная. Спуск по осыпному склону до ледника ведущего к пер.Спартак. Выходим в карман правобережной морены и по нему спускаемся до травянистого склона, здесь идет тропа, которая вскоре теряется. По крутому травянистому склону спускаемся вдоль русла пересохшего ручья до леса, выходим на тропу, которая уходит влево вдоль склона и выводит к р.Кшемыш. Вдоль реки доходим до моста у лет.Тубек, переходим на левый берег и у летовки встаем на обед. После обеда переходим снова на правый берег и по хорошей тропе подходим под л.Кшемыш. встаем на ночлег. Опять пошел дождь.

11 /6.08.98. Участок пути: р.Кшемыш - л.Кшемыш. Путь:7км. Ходовое время: 2:40.
С утра забрали заброску, она слегка подмокла, до обеда сушимся. Выходим на правобережную морену ледника,здесь идет тропа. Пройдя одну ходку / 40 мин/ выходим к озеру, которое находится в кармане правобережной морены. Затем выходим на центральную морену и по ней идем до поворота л.Кшемыш к пер.Щуровского. На морене встаем на ночлег.

12 /7.08.98. Участок пути: л.Кшемыш - пер.Щуровского(2А,4300) - л.Щуровского - л.Долгожданный. Путь:12км. Ходовое время: 5:10.
Выходим на середину ледника и движемся к перевалу Щуровского, который хорошо просматривается. Первую ступень ледовых разломов обходим справа по снежно-осыпному склону. Выходим на пологую часть ледника. Подходим ко второй ступени ледовых разломов, которую обходим справа по ледовому склону , прот-ю 100 м. кр.25 град. Далее по закрытому леднику подходим под перевальный взлет, который представляет собой в нижней части скально-осыпной, в верхней части снежно-скально-осыпной склон, общей прот-ю 300 м., кр.30-40 град. Нижнюю часть скально-осыпного взлета обходим справа по снежному склону, далее траверсом влево выходим под седловину. Навешиваем 30 м. перил.
Седловина пер.Щуровского узкая, скально-осыпная, тур справа на скалах. Спуск по скально-осыпному склону про-ю 20 м., кр.40-50 град. выводит на закрытый пологий ледник. Связками выходим к правобережной морене и встаем на обед. Затем спускаемся вдоль правобережной морены до открытой части л.Щуровского. Пройдя, после поворота ледника зону трещин выходим на пологую центральную морену и по ней спускаемся до слияния с л.Долгожданный. Выходим на л.Долгожданный и на левобережной морене, не доходя 30 мин. до озера, встаем на ночлег.

13 /8.08.98. Дневка на морене л.Долгожданный
В связи с тем, что погода плохая / низкая облачность, туман, временами дождь/ решили сделать дневку.

14 /9.08.98. Участок пути: подход под пер.Долгожданный. Путь:5км. Ходовое время: 2:30.
По морене доходим до озера, которое находится у подножия крутой левобережной морены. Слева /по ходу/ от морены первая ступень ледопада Долгожданного. От озера поднимаемся по ложбине /осыпной склон/ до места, где гребень морены и дно ложбины сливаются с поверхностью ледника. Здесь пологий, закрытый участок ледника, по которому подходим ко второй ступени ледопада. На пути много закрытых трещин. Вторую ступень обходим справа по крутому фирновому склону. Придерживаясь левого /орогр./ борта ледника, выходим на широкое, плоское фирновое поле - заключительный цирк ледника Долгожданный. Здесь встречаем группу нашего турклуба под руководством Маликбаева А., заканчивая "четверку" они шли вниз к пер.Джиптык. С плато хорошо просматриваются перевалы Королева, Незаметный, на юго-западе в гребне хребта просматривается широкое понижение - перемычка пер.Долгожданный. По плато подходим под перевальный взлет и встаем на ночлег.

15 /10.08.98. Участок пути: пер.Долгожданный (3А,4700) - л.Толстого. Путь:3км. Ходовое время: 7:00.
Встали до восхода солнца. Подходим к перевальному взлету: снежный склон прот-ю 50 м., кр. 25-30 град., посередине бергшрунд, который проходим с попеременной страховкой. Седловина перевала скально-снежная, широкая, тур на скалах. С перевала хорошо виден перевальный взлет пер.Толстого(3А,4860). Спуск на л.Толстого по юго-западной стене перевала почти не просматривается. Он проходит по скально-осыпному склону прот-ю. 300 м., кр. 50-60 град. Склон прорезан неширокими крутыми кулуарами покрытыми снегом и неустойчивой осыпью. Весь маршрут спуска опасен камнепадами. На пути много полочек, уступов, гребней, на которых можно организовать безопасные пункты страховки. Спуск начинаем в кулуаре, левее седловины. Сначала вниз по снежному кулуару 80 м., затем выходим правее на скалы и спускаемся вниз, постепенно забирая вправо, выбирая безопасные пункты страховке. Всего на скалах навесили 260 м. перил. Со скал выходим на снежно ледовый склон с бергшрундами, прот-ю 60 м., кр. 40-50 град., вешаем 40 м. перил. Выходим на л.Толстого. Ледник пологий, закрытый. Подходим под пер.Толстого. Ставим лагерь.

16 /11.08.98. Участок пути: л.Толстого - пер.Толстого(3А,4860). Путь:2км. Ходовое время: 5:00.
Выходим до восхода солнца. На перевал можно подняться двумя путями. Первый - прямо на седловину по снежному кулуару пр-ю ок. 300 м., кр. 40-50 град. Второй - справа по снежному склону /прот-ю 400 м/ с ледовыми выходами и небольшими трещинами, в направлении гребня ведущего с пер.Толстого на пик Варшава, затем траверс влево под верхним бергом и спуск на седловину. Первый вариант короче, но опаснее, с лева со скал постоянно сыпет. Идем по второму. Подъем начинаем по середине снежно-ледового склона в направлении к верхнему бергу. Снег плотный, местами небольшие трещины и открытый лед. Навеска перил 8х40 м, кр.40-50 град. /на большей части подъема удобнее идти связками, с попеременной страховкой, если связки по два чел./. Перед верхним бергом склон положе /20-30 град./, уходим траверсом влево и вдоль гребня по снежному склону /100 м/ спускаемся на седловину. Седловина широкая, снежная, тур не нашли. Сделали разведку пути спуска, снег раскис, поэтому принимаем решение спускаться завтра. С перевала хорошо видно перевалы Королева, Долгожданный, Каратура, Суровый, в.Снежный Купол /Узловая/, пик Гранитный.

17 /12.08.98. Участок пути: пер.Толстого(3А) - л.Каратура. Путь:5км. Ходовое время: 3:00.
С перевального плато /300 м/ спускаемся до ледопада. Первые трещины проходим с попеременной страховкой и выходим на широкую ледовую полку. Делаем разведку. Справа ледовые сбросы. Слева снежно-ледовый кулуар, выводящий на ледовое плато, но спуск здесь опасен, сверху висят сераки. Спускаемся прямо вниз по снежно-ледовому склону /кр. 40-60 град/, по перилам 4х40 м. Выходим на плато и идем по правому борту ледника до морены, в этом месте ледник поворачивает на лево. Далее уходим левее и по открытому леднику связками, местами с попеременной страховкой, спускаемся вниз, оставляя справа ледовые сбросы выходящие на скальный остров. Этот участок нужно проходить быстро, слева со скал возможны камнепады и ледовые обвалы. В нижней части преодолеваем небольшой берг и выходим на вост. ветвь л.Каратура. Ледник закрытый, трещин нет, выходим на центральную морену и доходим до слияния восточной и западной ветвей л.Каратура. На морене ставим лагерь.

18 /13.08.98. Участок пути: л.Каратура - подход под пер.Каратура(3А). Путь:5км. Ходовое время: 2:00.
С морены подходим к подножию ледопада западной ветви л.Каратура. Отсюда хорошо виден подъем на пер.Фарахноу. Ледопад обходим слева /по ходу/ у скал связками, с попеременной страховкой. Здесь возможны камнепады.
Выходим на пологую часть, ледник закрытый, есть трещины, идем по центру ледника в направлении скального гребня, разделяющего цирки перевалов Каратура и Каратура Вост. Перед гребнем сворачиваем вправо на ледник / открытый, кр. 20-25 град., небольшие трещины, / ведущий в цирк пер.Каратура. В цирке ледник положе, напротив перевала на левобережной морене ставим лагерь. Хорошо виден перевал, ориентиром служит скальный контрфорс в форме птицы с распростертыми крыльями. Перевал лавиноопасен, много лавинных конусов.

19 /14.08.98. Участок пути: радиальный выход на пер.Каратура + в.Снежный купол (3А,5120). Путь:4км. Ходовое время:9:00.
Подъем на перевал: сначала по снежному склону, прот-ю 150 м, кр 35-40 град., в нижней части два берга, которые проходим с попеременной страховкой, в верхней части участки открытого льда /перила 2х40 м/. Затем выходим к левому крылу "птицы", скалы средней трудности, монолитные. Поднимаемся вдоль верхней границе левого крыла по снежно-ледовому склону /перила 4х40 м/ до верхней точки "птицы". От скал по снежному склону /перила 2х40/ выходим на перевал. Седловина перевала скально-осыпная, широкая, тур на скалах по середине, на юг спускается фирновое плато сев.-вост. ветви л.Рама. С перевала на вершину Снежный купол идем по снежному склону /кр. до35 град/ вдоль скально-осыпного гребня. В верхней части выходим на осыпной гребень и по нему выходим на вершину. Полюбоваться видами с вершины нам не пришлось, все затянуло облаками, пошел снег. По маршруту подъема спускаемся на пер.Каратура.
Соблюдая меры безопасности, начинаем спуск с перевала /8х40 м перил/, периодически сходят лавины из влажного снега. Хорошо, что спуск осуществляется по маршруту подъема, идет снег, низкая облачность, видимость 30 м /участника в конце перил не видно/. Преодолеваем с попеременной страховкой берги и выходим на ледник, с трудом отыскиваем свою палатку.

20 /15.08.98. Участок пути: л.Каратура - р.Мынтеке - пер.Куганды(н/к) - р.Джиптык . Путь:30км. Ходовое время:7:40.
Из цирка перевала, по пути подъема, спускаемся до слияния западной и восточной ветвей л.Каратура /под пер.Фарахноу/. Далее идем по середине пологого открытого ледника и уходим влево к скальному гребню. Вдоль него спускаемся по левобережной морене. После впадения слева ледника ведущего к пер.Суровый, выходим на левый склон и по нему идем до гребня старой левобережной морены. Здесь начинается тропа, которая круто спускается влево в карман морены. По тропе выходим к кошу, от него идет хорошая тропа, по травянистым склонам с зарослями арчи. После слияния рек Каратура и Минтеке по мосту переходим на правый берег. Пройдя около километра, у ручья встаем на обед, кругом заросли арчи, барбариса, березы. После обеда продолжаем движение по хорошей тропе. Пройдя небольшую речку, начинаем подъем на пер.Куганды(н/к). На перевал траверсом /вправо по ходу/ крутого травянистого склона, поросшего арчей, идет хорошая тропа. Ярко выраженной седловины нет - широкий, пологий травянистый гребень. Тропа теряется. Переваливаем гребень и спускаемся по крутому травянистому склону /ок.100 м/ к тропе, идущей вправо траверсом склона. Тропа идет сначала вдоль склона, затем крутым серпантином спускается к р.Джиптык. Здесь хорошие стоянки, чистая вода, дрова. Далее хорошая тропа идет по левому /орогаф./ берегу, затем по мосту переходит на правый берег. По тропе подходим под пер.Джиптык(1А). На поляне у ручья ставим лагерь.

21 /16.08.98. Участок пути: р.Джиптык - пер.Джиптык(1А,3810) -- ос.Ворух . Путь:18км. Ходовое время:5:10.
На пер.Джиптык идет хорошая тропа, которая начинается от коша /кот. находится справа от перевального взлета/. Сначала тропа идет серпантином в арчевом лесу, далее тропа выходит на осыпной склон и серпантином выводит на пер.Джиптык. Седловина перевала широкая, скально-осыпная, тур слева на скалах. Спуск с перевала по тропе, которая серпантином идет по осыпному склону, спускаясь к ручью. Далее тропа идет вдоль ручья по арчевому лесу и выводит на дорогу, по которой спускаемся к молочной ферме, далее до мазара /здесь начинается подъем на пер.Дунон/. От мазара на машине уезжаем в пос.Ворух.

7. Паспорта перевалов

7.1 Паспорт перевала Спартак (2Б)

  1. Район, хребет: Матча, хр.Карабель
  2. Индекс перевала: 3.21
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4400
  5. Местоположение: между пер.Тубек и пер.Боец
  6. Соединяемые ледники, долины: р.Кшемыш - л.Кырчин Верхний.
  7. Ориентация перевальных склонов: северо-запад - юго-восток
  8. Концевые точки маршрута: ледник под северо-западным перевальным склоном - л.Кырчин Верхний
  9. Расстояние: 1,7 км.
  10. Общее время прохождения: 7:30
  11. Количество ходовых часов: 4:40
  12. Время движения со страховкой: 2:00
  13. Количество точек страховки: 5
  14. Требуемое снаряжение: веревка осн. 40 м. - 3 шт, личное специальное ледобуры - 10 шт.
  15. Период времени: 31 июля 1998г.
  16. Особые замечания: северо-западный склон камнеопасен.

График движения

участок путь /м/ крутизна
/град/
время
/час-мин/
количество характер пути, тактика и техника передвижения.
вере-вок
/м/
точек
страх.
Северо-западный перевальный склон


















Спуск на л.Кырчин Верх.
500










200








1 км
35-40










35-40








20-30
1:40










2:00








1:00











200











5

У перевала две седловины восточная и западная, идем на западную. Перевальный взлет: снежно - скальный, в верхней части ледовый, общей прот-ю 700 м. От перевального взлета пер.Тубек(1Б), траверсом снежного склона начинаем подъем в кошках в сторону седловины пер.Спартак. Пересекаем два скальных гребня.

От последнего скального гребня движемся вверх на седловину, по ледовому склону.

Седловина перевала скально-осыпная, широкая, тур справа на скалах, есть площадки под две палатки.

Спуск с перевала скально-осыпной склон, который выводит на л.Кырчин Верхний. С этой стороны трудно определить путь подъема на пер.Спартак.




7.2 Паспорт перевала Двойной (1Б)

  1. Район, хребет: Матча, хр.Карабель
  2. Индекс перевала: 3.8
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4100 м
  5. Местоположение: севернее в. Узловая /4417м/
  6. Соединяемые ледники, долины: р.Кшемыш - верховья р.Нурлоу
  7. Ориентация перевальных склонов: запад - восток
  8. Концевые точки маршрута: конечная морена л.Нурлоу и р.Кшемыш
  9. Расстояние: 9 км
  10. Общее время прохождения: 5:30
  11. Количество ходовых часов: 3:50
  12. Время движения со страховкой: - - -
  13. Количество точек страховки: - - -
  14. Требуемое снаряжение: личное специальное
  15. Период времени: август 1998г.
  16. Особые замечания: - - -

График движения

участок путь /м/ крутизна /град/ время
/час-мин/
количество характер пути, тактика и техника передвижения.
вере-вок /м/ точек страх.
Конечная мо-рена л.Нурлоу, восточный перевальный взлет



Траверс на вторую седловину


Спуск к реке Кшемыш
4км







1км




4км

20-25












20-25
2:00







0:30




1:20


От конечной морены л.Нурлоу выходим к ручью ведущему к пер.Двойной. Вдоль ручья поднимаемся под перевал, сначала по травянистому склону, затем по мелкой осыпи. В гребне две ярко выраженных седловины, идем на левую. Седловина снежно-осыпная тур посередине.

С седловины уходим в лево, траверсом снежно-осыпного склона, выходим на вторую седловину перевала, которая находится в отроге хребта. Вторая седловина снежно - осыпная.

Спускаемся по осыпному склону до ледника ведущего к пер.Спартак. Выходим в карман правобережной морены и по нему спускаемся до травянистого склона, здесь идет тропа, которая вскоре теряется. По крутому травянистому склону спускаемся вдоль русла пересохшего ручья до леса, выходим на тропу, которая уходит влево вдоль склона и выводит к р.Кшемыш.



7.3 Паспорт перевала Щуровского (2А)

  1. Район, хребет: Матча, хр. Кек-Бель
  2. Индекс перевала: 2.67
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4300 м
  5. Местоположение: южнее пика Андреева, у стены Туркестанского хр.
  6. Соединяемые ледники, долины: л.Щуровского и л.Кшемыш.
  7. Ориентация перевальных склонов: восток - запад
  8. Концевые точки маршрута: поворот л.Кшемыш к пер.Щуровского напротив пер.Кшемыш/ - верховья л.Щуровского
  9. Расстояние: 2,4 км
  10. Общее время прохождения: 5:00
  11. Количество ходовых часов: 3:00
  12. Время движения со страховкой: 1:30
  13. Количество точек страховки: 2
  14. Требуемое снаряжение: личное специальное
  15. веревка осн. 40 м - 2 шт.
  16. Период времени: август 1998 г.
  17. Особые замечания: восточный склон лавино и камнеопасен.

График движения

участок путь /м/ кру-
тизна
/град/
время
/час-мин/
количество характер пути, тактика и техника передвижения.
вере-вок/м/ точек
страх.
Подход по л.Кшемыш под перевальный взлет













Перевальный взлет










Спуск на лед. Щуровского
2 км














300










100
10-25














30-40










30-50
1:30














1:10










0:20





















30м




20м








связки












1




1

У поворота л.Кшемыш к пер.Щуровского выходим на середину ледника и движемся к перевалу Щуровского, который хорошо просматривается. Первую ступень ледовых разломов обходим справа по снежно- осыпному склону. Выходим на пологую часть ледника. Подходим ко второй ступени ледовых разломов, которую обходим справа по ледовому склону , прот-ю 100 м. кр.25 град. Далее по закрытому леднику подходим под перевальный взлет.

Представляет собой в нижней части скально-осыпной, в верхней части снежно- скально-осыпной склон.Нижнюю часть скально-осыпного взлета обходим справа по снежному склону, далее траверсом влево выходим под седловину навешиваем 30 м. перил.
Седловина пер.Щуровского узкая, скально-осыпная, тур справа на скалах.

Спуск по скально-осыпному склону выводит на закрытый пологий ледник. Связками выходим к правобережной морене.




7.4 Паспорт перевала Долгожданный (3А)

  1. Район, хребет: матча, Туркестанский хр.
  2. Индекс перевала: 2.12
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4700 м
  5. Местоположение: между пиками Новосибирск и Варшава
  6. Соединяемые ледники, долины: лед.Долгожданный и лед.Толстого
  7. Ориентация перевальных склонов: юго-запад - северо-восток
  8. Концевые точки маршрута: л.Долгожданный и л.Толстого
  9. Расстояние: 0,5 км
  10. Общее время прохождения: 8:20
  11. Количество ходовых часов: 6:10
  12. Время движения со страховкой:6:10
  13. Количество точек страховки: 8
  14. Требуемое снаряжение: личное специальное
    • Веревка осн. 40м - 3 шт.
    • Веревка вспом. 40м - 1 шт.
    • Крючья скальные - 10 шт
    • Стропа расходная на петли - 15м.
  15. Период времени: август 1998 г.
  16. Особые замечания: камнеопасен

График движения

участок путь /м/ крутизна
/град/
время/час-мин/ количество характер пути, тактика и техника передвижения.
вере-вок /м/ точек
страх.
перевальный взлет






Спуск на л.Толстого
50






300
















100
25-30






50-60
















40-50
0:10






5:40
















0:20







260м
















40м
связки






7
















1

связки
По плато подходим к перевальному взлету - снежный склон прот-ю 50 м., кр. 25-30 град., посередине бергшрунд, который проходим с попеременной страховкой.
Седловина перевала скально-снежная, широкая, тур на скалах.

Cпуск на л.Толстого по юго-западной стене перевала почти не просматривается. Он проходит по скально-осыпному склону прот-ю. 300 м., кр. 50-60 град. Склон прорезан неширокими крутыми кулуарами покрытыми снегом и неустойчивой осыпью. Весь маршрут спуска опасен камнепадами. На пути много полочек, уступов, гребней, на которых можно организовать безопасные пункты страховки. Спуск начинаем в кулуаре, левее седловины. Сначала вниз по снежному кулуару 80 м., затем выходим правее на скалы и спускаемся вниз, постепенно забирая вправо, выбирая безопасные пункты страховке. Всего на скалах навесили 260 м. перил. Со скал выходим на снежно ледовый склон с бергшрундами, прот-ю 60 м., кр. 40-50 град., вешаем 40 м. перил. Выходим на л.Толстого. Ледник пологий, закрытый.



7.5 Паспорт перевала Толстого (3А)

  1. Район, хребет: Матча, Туркестанский хр.
  2. Индекс перевала: 2.57
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4860 м
  5. Местоположение: западнее пика Варшава
  6. Соединяемые ледники, долины: л.Толстого и л.Каратура
  7. Ориентация перевальных склонов: восток - запад
  8. Концевые точки маршрута: верховья л.Толстого - л.Каратура
  9. Расстояние: 2,6 км
  10. Общее время прохождения: 2 дня
  11. Количество ходовых часов: 6:40
  12. Время движения со страховкой: 6:40
  13. Количество точек страховки: 12
  14. Требуемое снаряжение: личное специальное
    • Веревка осн. 40 м. - 3 шт.
    • Ледобуры - 10 шт.
  15. Период времени: август 1998 г.
  16. Особые замечания: восточный склон лавиноопасен, на западном склоне возможны камнепады и обвалы льда.

График движения

участок путь /м/ крутизна
/град/
время
/час-мин/
количество характер пути, тактика и техника передвижения.
веревок /м/ точек страх.
Л.Толстого, перевальный взлет





















Спуск с перевала на л.Каратура
600






















2км
40-50






















30-60






40-60
4:30






















2:10














320м















160м














8



связки





связ-ки





4
На перевал можно подняться двумя путями. Первый - прямо на седловину по снежному кулуару пр-ю ок. 300 м., кр. 40-50 град. Второй - справа по снежному склону /прот-ю 400 м/ с ледовыми выходами и небольшими трещинами , в направлении гребня ведущего с пер.Толстого на пик Варшава, затем траверс влево под верхним бергом и спуск на седловину. Первый вариант короче, но опаснее, с лева со скал постоянно сыпет. Идем по второму. Подъем начинаем по середине снежно-ледового склона в направлении к верхнему бергу. Снег плотный, местами небольшие трещины и открытый лед. Навеска перил /на большей части подъема удобнее идти связками, с попеременной страховкой, если связки по два чел./. Перед верхним бергом склон положе /20-30 град./, уходим траверсом влево вдоль гребня по снежному склону /100 м/ и спускаемся на седловину /100м/. Седловина широкая, снежная, тур не нашли.

С перевального плато /300 м/ спускаемся до ледопада. Первые трещины проходим с попеременной страховкой и выходим на широкую ледовую полку. Делаем разведку. Справа ледовые сбросы. Слева снежно-ледовый кулуар, выводящий на ледовое плато, но спуск здесь опасен, сверху висят сераки. Спускаемся прямо вниз по снежно-ледовому склону, по перилам.

Выходим на плато и идем по правому борту ледника до морены, в этом месте ледник поворачивает на лево. Далее уходим левее и по открытому леднику связками, местами с попеременной страховкой, спускаемся вниз, оставляя справа ледовые сбросы выходящие на скальный остров. Этот участок нужно проходить быстро, слева со скал возможны камнепады и ледовые обвалы. В нижней части преодолеваем небольшой берг и выходим на пологую вост. ветвь л.Каратура.



7.6 Паспорт перевала Каратура (3А)

  1. Район, хребет: Матча, Туркестанский хр.
  2. Индекс перевала: 2.19
  3. Категория трудности:
  4. Высота перевала: 4800 м, вершина 5120 м
  5. Местоположение: восточнее пика Гранитный 5278м.
  6. Соединяемые ледники, долины: пер.Каратура соединяет зап. ветвь л.Каратура и северо-вост. ветвь л.Рама, через в.Снежный купол -л.Тамынген
  7. Ориентация перевальных склонов:
  8. Концевые точки маршрута: зап. ветвь л.Каратура - Каратура + в.Снежный купол- зап. ветвь л.Каратура
  9. Расстояние: 4 км
  10. Общее время прохождения: 11:20
  11. Количество ходовых часов: 9:00
  12. Время движения со страховкой: 7:20
  13. Количество точек страховки: 16
  14. Требуемое снаряжение: личное специальное
    • Веревка осн. 40м - 3 шт.
    • Веревка вспом. 40 м - 1 шт.
    • Ледобуры - 5 шт.
    • Стропа расходная на петли - 10 м.
  15. Период времени: август 1998 г.
  16. Особые замечания: северо-восточный склон перевала лавиноопасен

График движения

участок путь /м/ крутизна
/град/
время
/час-мин/
количество характер пути, тактика и техника передвижения.
веревок /м/ точек
страх.
Подъем на пер.Каратура
















Радиальный выход на в.Снежный купол






Спуск с перевала на л.Каратура
1200

















800




800


1200
35-40

















30-35




30-35


35-40
4:00

















1:00




0:40


3:20




80м



160м

80м















320м



связ-ки
2



4

2















8


связки
Подъем на перевал: сначала по снежному склону, прот-ю 150 м, кр 35-40 град., в нижней части два берга, которые проходим с попеременной страховкой, в верхней части участки открытого льда /перила 2х40 м/. Затем выходим к левому крылу "птицы", скалы средней трудности, монолитные. Поднимаемся вдоль верхней границе левого крыла по снежно-ледовому склону /перила 4х40 м/ до верхней точки "птицы". От скал по снежному склону /перила 2х40/ выходим на перевал.

Седловина перевала скально-осыпная, широкая, тур на скалах по середине, на юг спускается фирновое плато сев.-вост. ветви л.Рама.

С перевала на вершину Снежный купол идем по снежному склону /кр. до35 град/ вдоль скально-осыпного гребня. В верхней части выходим на осыпной гребень и по нему выходим на вершину.
По маршруту подъема спускаемся на пер.Каратура.

Соблюдая меры безопасности, начинаем спуск с перевала /8х40 м перил/, по маршруту подъема. В нижней части преодолеваем с попеременной страховкой берги и выходим на ледник.



8. Итоги путешествия

Район группе очень понравился, интересные перевалы с большими высотами, красивые ущелья, удобные подъезды. Расположение хребтов и перевалов позволяет построить здесь хороший маршрут высокой категории сложности, с несколькими запасными вариантами. Здесь есть удобные места для организации базовых лагерей и для проведения выездных учебных семинаров по подготовке горных туристов. Это долины рек Кшемыш, Джиптык, Калай-Махмуд.
Сложность пройденных перевалов соответствует присвоенным им категориям.
Из-за задержки на маршруте по причине хронически плохой погоды маршрут пройден по запасному варианту. Вместо прохождения пер.Райгородского(3А) сделан радиальный выход на ледопад Райгородского(2Б), далее через пер.Курдактыр(н/к) - пер.Двойной(1Б) выход к р.Кшемыш. Вторая часть маршрута проходила по сокращенному варианту: пер.Щуровского(2А) - пер.Долгожданный(3А) - пер.Толстого(3А) - рад.выход пер.Каратура+в.Снежный кпол(3А,5120) - пер.Куганды(н/к) - пер.Ждиптык(1А) - пос.Ворух.
Пройденный маршрут соответствует пятой категории сложности. Перевалы Толстого /с л.Толстого/ и Каратура лавиноопасны. Проблемой оказалось в этом году прохождение ледопада Райгородского. Ледник отступил и путь обхода средней ступен и ледопада справа по скалам /пройден нами в 1991г/ оказался невозможным /ледник возле скал сильно разломан и постоянно простреливается камнями со скального кулуара/. Прохождение по середине возможно, но опасно, на пути нависающие разломы "сераки". Один рухнул рядом с организованным пунктом страховки, на возможном пути подъема. В силу всех этих обстоятельств и плохих погодных условий /дождь, гроза/, было принято решение ограничиться радиальным выходом /оцененным как 2Б/.
Из-за болезни на подъездах одного из участников /Замятина А./, маршрут пройден группой в количестве пяти человек.
Раскладка продуктов составляла 650 грамм на чел./день. Средний расход бензина составил 100 грамм на чел./день, при использовании скороварки и примуса "Шмель 2" /по нашему мнению наиболее удачная и экономичная модель/. Взята была также газовая горелка с баллонами /4х270грамм/, для вспомогательных целей - кофе с утра, сушка палатки.
Особенно хотелось бы отметить заезды и выезды. До Ташкента мы доехали на поезде, прямо на перроне местные предлагают услуги по доставке в любое место. Поскольку нас было более 30-ти человек, пришлось договариваться на автобус до Исфары. Предлагали по 100 руб с человека, сторговались на 70 руб с человека /хотя можно было бы и до 50 скинуть/. В Бекобаде на границе, с Таджикской стороны установлено несколько постов /пограничники, таможня, милиция/, пограничники стрясли с нас 250 руб, пообещав в противном случае проблемы с пересечением границы. Остальные посты к нам были безразличны, а с водителя взяли небольшую сумму, что кстати происходило на каждом посту ГАИ. Из Исфары до Воруха /60 км/ доехали на рейсовом автобусе, которые ходят через 2 часа, последний в 18:00. Стоимость проезда 2,5 руб + багаж 1,5 руб. Можно доехать также на такси 40-50 руб за машину, в общем почти даром. С Воруха на пер.Дунон(н/к) заехали на машине за 300 руб /20 чел/, т.е. с утра мы были в Ташкенте, вечером на пер.Дунон. В общем заехать можно быстро, но надоедают всевозможные посты, рекомендуем брать побольше документов /маршрутки, командировки, письма, положения, приказы и т.д./, иногда помогает.
В этом году в предгорьях наставили блок постов спецназа, ловили вооруженных оппозиционеров, и это немного омрачало техническую часть путешествия.
Как выше было сказано, нам хронически не повезло с погодой, большинство дней /см. тех. описание/ была плохая погода /дожди, снег, гроза, низкая облачность/ , что отразилось на пройденном маршруте. По словам местных жителей, такая погода стоит с начала лета.

Маршрутная книжка N РГ/603
Руководитель группы:
Шестаков А.А.

Маршрутно-квалификационная комиссия
рассмотрела отчет и считает, что
поход может быть засчитан всем участникам
и руководителю шестой категории сложности.
Отчет использовать в библиотеке турклуба "Рифей"

Дата:
Штамп МКК:


На главную страницу

Hosted by uCoz