Для тех, кто не знает - где это. Матчинский горный узел, Памиро-Алай. Берем карту,
ищем Туркестанский, Зерафшанский, Алайский хребты. Они сходятся в одной точке, пик
Игла называется. Hа карте обычно обозначен пик Скалистый, 5621 м, высшая точка района,
он там недалеко торчит.
Мы ходили в западной части Матчинского горного узла, по Туркестанскому хребту и
его отрогам. Руководил Антон Герасимов, family@chel.surnet.ru или 2:5010/27.4,
из участников по E-mail можно также связаться вот с кем:
Дмитрий
Бельченко, dimasik@cinvest.chel.su или 2:5010/3.71,
Елена Сумарокова, pavel@chelob.chel.su,
Александр Замятин, zam@cinvest.chel.su или 2:5010/3.80
.
Маршрут такой был: пос.Ворух - р.Каравшин - р.Аксу - заброска на лед.Аксу - пер.Среднеджаупайский
1Б*,4340 - лед.Джаупая - пер.Джаупая (по карте 1Б,4400, но мы его проходили особенным
образом, с ледника по ребру торчащей рядом вершины; какой-то он подозрительно камнеопасный,
если как все идти; сложность нашего варианта я бы оценил как 2А* )- лед.Преображенского
- пер.Проходной н/к 4380 - пер.Карпинского 2А 4460 - пер.Бегисия(на карте написано
Рассини, но у нас все так называют) 2А 4250 - лед.Аксу - дневка, забираем заброску
- пер.Аксу-Рама 1Б 4500 - лед.Преображенского - пер.Раздарг, 4540 + пер.Тамынген-Рама,
4445 (в связке значит 2 перевала проходили, так наверное 2А к.с.;по отдельности
они 2А и 2Б соответственно) - лед.Тамынген - пер. Черный 1Б 4900 - радиальный выход
на г.Снежный Купол 5170, -р.Тамынген - р.Минтеке - пер.Киндык н/к 2740 - р.Джиптык
- пер.Джиптык 1А 3810 - пос. Ворух III к.с., с 23 июля по 7 августа. 9 человек,
из них 3 тетки.
Про заезды расскажу. Приехали в Ташкент на паровозе утром 23 июля. Сразу садимся
в автобус в Канибадам. Стоит 30 тыс.с человека. Едем. Едем. Hеспешно так едем. Жарко,
тесно, хреново становится. Проехали границу, водила минут 10 там с кем-то побазарил,
этим все кончилось. Потом попили пивка в Ленинабаде, полегчало значительно. Приехали
в этот Канибадам. Сразу садимся в более другой автобус, едем в Исфару, там недалеко.
И билет соответственно 3 тыс. В Исфаре ловим машину. За 20 тыс. с рыла везет в Ворух
и дальше по р.Каравшин пока по дороге можно проехать. Вечером еще идем где-то час
до ближайшего пригодного места.
Весь следующий день, 24.07, тащимся с полными рюкзаками по дороге. Какая гадость...
25 июля снова часа 2 тащимся до р.Киндык. Там живут бабаи, человек 5. Занимаются
доставкой туристов/альпинистов при помощи ишаков. Их (ишаков) у них 5 штук. Короче
к вечеру мы уже были на р.Аксу. Ишаки - рулез форевер! Hесет, скотина, 2 рюкзака
и за день километров 30 может пройти. Главное его время от времени палочкой в задницу
тыкать и грозно так говорить: "Кхх-кххх!". А еще когда его навьючивают,
как только 2 рюкзака повесят - у него от обиды понос случается :). Сзади лучше не
стоять.
Там, кстати, 2 места с названием Аксу. Одно - где были мы, среди альпинистов известное
как Асан-Усан,а второе - километрах в 20, где г.Аксу высотой 5355 м., там еще вершины
Петроградец, Адмиралтеец, Искандер, А.Блока и пр.
Пер.Среднеджаупайский - такое дерьмо ! Hа подъем сыпуха сплошная, жарко, пить охота,
а воду бывает хрен найдешь. Я туда без акклиматизации-то 7 часов поднимался. Бэ-ээ.
Спуск камнеопасный, сыпуха, местами конгломерат. Пошли мы через него с целью время
выиграть. Трудно сказать выиграли или нет.
Техническая часть маршрута (пер.Джаупая по новому пути,пер.Карпинского,пер.Бегисия,пер.Раздарг,
пер.Тамынген-Рама,г.Снежный Купол). На карте все укладывается в квадрат 5*5 км.
Пер.Джаупая. Поднимались, как я уже говорил, по ребру соседней вершины. Ребро скально-снежное,
по снегу зашли в связках, потом веревок штуки 3 повесили. На вершине этой прибили
табличку "20-летний юбилей Челябинского гос. университета", у нас девчонка
одна там учится.
Пер.Карпинского. Идем в связках, обходя трещины, пока не упираемся в бергшрунд.
Вешаем через него 1 веревку и o.b.
Пер.Бегисия. Как попали на перевал я чего-то забыл. Помню, что на седловину откуда-то
спустились. На спуск 2 веревки повесили, сначала правда повесили так, что вторая
веревка приводила точно в бергшрунд :).
Пер.Аксу-Рама. Проходили за 2 приема. И это правильно. Вышли после обеда, поднялись
по боковой морене под перевальный взлет. Тут заночевали, а утром технично поднялись
по подмерзшему снегу на перевал.
Пер.Раздарг + пер.Тамынген-Рама. Под Раздарг подошли к обеду, но на перевал не пошли,
т.к. снег на подъеме раскис. Утром опять же технично поднимаемся по смерзшемуся
снегу. Шли связками, наверху 2 веревки повесили. Можно было и не вешать. Спускаемся
с седловины, маленько идем и попадаем на седловину перевала Тамынген-Рама. Вешаем
1 веревку, попадаем на камнеопасный склон. Посматривая наверх, спускаемся на ледник
Тамынген.
Г.Снежный Купол. 5170 м. Она же, кажется, Сахарная Голова. Несложная обзорная вершина,
5 тысяч, правда, сказываются. Фотографии самые живописные оттуда получились. С пер.
Черный километра 2 по простому снежно-осыпному гребню. На гребне есть скальные выходы.
Можно обойти, можно лезть. Скалы несложные и прочные, группа у нас в скалолазном
плане неплохо готова, поэтому по скалам мы продвигались свободным лазаньем. По пути
на каком-то пупыре нашли бюст Ленина и опять же дрова.
Для "тройки" хороший такой маршрутец, интересный. Рекомендую. Hа 5 тысяч
поднялись опять же.
Отходы - suxx. Hа р.Тамынген никто не живет, тропы местами размыты, кое-где приходилось
ступени в конгломерате выкапывть. Гадость-то какая... Бээ-ээ. Лучше туда не соваться,
выходить как-нибудь по-другому. Предпочтительнее на ишаках. Про отъезды. После спуска
с пер.Джиптык шли минут 20, по пути стараясь не забрести в гости к местным жителям,
т.к. оттуда не так просто потом уйти. Потом начинается местность, куда они из городов
на пикники ездят. Пикник - это у них так: привезти полмашины дынь и арбузов, флягу
айрана, приготовить плова побольше, съесть заметно меньше половины, остальное выбросить
в речку, напиться чаю, полежать пару часов в теньке, пока снова не сможешь ходить,
погрузиться в машину и поехать домой. Вот с такой группой отдыхающих мы и уехали
прямо в Исфару. Вообще сейчас там транспорт найти ноу проблем, бензин продают на
разлив навроде как у нас молоко. А 2 года назад мы когда в горы ехали, брали ГАЗ-66
в Ташкенте, и пока ехали до Воруха, кажется, ни одной встречной машины не видели.
С бензином тогда трудности какие-то были. В Исфаре ночевали в поганой гостинице,
утром на такси поехали в г-цу "Ходжент" в Чкаловск, там денек пожили,
на следующее утро опять же на такси поехали в Бекабад, оттуда тем же способом в
Ташкент и домой.
Про погоду. Погода в общем и целом была зашибись, как это там обычно и бывает. Дождь
шел 1 раз, когда мы ехали туда на машине и когда из нее вылазили. Сильный такой
дождик, дорогу местами размыло. А у некоторых товарищей в это время промокли запасы
туалетной бумаги, гы-гы-гы. К концу похода весь перевязочный материал извели в гигиенических
целях :). 3 дня были облачные, но без осадков, остальные теплые и солнечные. Пуховку
можно было и не брать, хватило бы и жилета. Внизу в середине дня пЕкло ужасное,
лучше часа 3 поваляться где-нибуди в тени абрикосов.
Вообще группа 9 человек - imho сильно много. Hемобильно получается и варить много
надо. Один правда сдулся после акклиматизационного кольца, пошел домой. Как и следовало
ожидать, обожрался то ли мяса, то ли персиков, то ли того и другого. Был найден
в гостинице в удручающем виде. Имхо оптимальный состав - человек эдак 6.
Про снарягу. Первый раз ходил с раздвижными лыжными палками. Рулез форевер. Особенно
понравилось спускаться по несложным склонам - делаешь их высотой до подбородка и
бежишь, втыкая впереди себя. Устойчивость выше и ноги меньше устают. Коленки потом
совсем не болят. Hа морене тоже значительно удобней. Единственное фигово ими снег
из кошек выбивать.
Первый раз ходил с отдельным пуховым спальником. Рулез форевер. Хрен я больше в
4-местный полезу.
Ходил в ботинках Salomon Adventure 9 Mountain. В общем и целом доволен, не промокают
кажется, не скользят, подошва практически не стерлась! Кошки обычные 12-зубые хорошо
сидят. По весу заметно уступают ЦС-ам. Единственное - на зеленке в них невыносимо
жарко :(, обязательно надо брать еще кроссовки какие-нибудь.
Одинарная палатка - мастдай! Правда тепло было, не очень-то и страдали.
Брали и газ и бензин. Есть настроение в следующем году брать только газ.
Про местное население. Отношение обычно крайне доброжелательное, изредка индифферентное.
Как скажешь, что из Челябинска - "А-а-а, знаем", или сами/родные/знакомые
в армии служили, или курагу продавать ездили. Чаще последнее :). Обстановка спокойная,
до районов боевых действий километров 100 через 2 хребта. Расплачивались везде,
кроме Ташкента, рублями, какие в Таджикистане деньги я даже не знаю.
Кого видели.
Встречали группу из Москвы. 31 июля на л.Аксу. Мы заброску забирали, а они тащились
на Водиф и, судя по всему, с полными рюкзаками 8-0. Суровые такие, все в касках,
поход кажись пятерка. Человек примерно шесть, тетка примерно одна. Улыбалась все
время почему-то. То ли нагрузили мало, то ли просто каску так одели :)
Hа Джиптыке сняли записку группы из Екатеринбурга, дня за 4 до нас прошли. Они так
заходили, через пер.Джиптык и вверх по р.Джиптык в сторону лед.Щуровского. В других
местах записки снимали в основном 1992 г. группы из того же Екатеринбурга. Можно
сказать, что район, как бы, мнэ-эээ, малопосещаем, что ли.
Подводя итоги, можно сказать, что Матча - отличное место для занятий горным спортом.
В районе можно найти все, что душе угодно. Хочешь - скальные стены сверхсложные
(Асан-Усан, Аксу и пр.). Хочешь - первопрохождения, там еще до хрена мест нехоженных.
Хочешь - на пятитысячники лезь. Хочешь - просто смотри на них. Хочешь - в ледопаде
каком-нибудь ковыряйся. А хочешь - просто жри абрикосы или баранину :)
http://крым-кровля.рф/ еврозаборы в симферополе. Еврозаборы симферополь цена в рублях.