Методические рекомендации по страховке на этапах дистанций ТГТ
Устиновский Н.Н.
Страховка на этапе дистанции, судейская и командная, обеспечивает безопасность участников соревнования. Страховка на этапе достаточна, если она обеспечивает безопасность участников и не противоречит условиям соревнования.
Способ страховки (самостраховки), набор страховочного снаряжения определяется условиями прохождения этапа.
Судейская страховка на этапе применяется как дополнительная страховка в случае, если командная страховка, по каким либо причинам, не обеспечивает безопасность участников. Это оговаривается в условиях прохождения этапа.
На этапе, имитирующем ситуацию задания, командная страховка выполняется, как в реальной ситуации.
Командная страховка и самостраховка участников осуществляется посредством стандартного страховочного снаряжения.
Верхняя судейская страховка (ВСС) осуществляется из судейского пункта, судьей на страховке. Страховочная веревка СС проходит через судейский карабин, закрепленный выше маршрута команды. ВСС должна задержать страхуемого участника при срыве. Она должна исключать падение "маятником", а так же опасный пролет падения, вызванный большой эластичностью, длиной или провисом страховочной веревки. Судья на страховке должен иметь необходимую техническую подготовку и квалификацию.
ВСС может осуществляться двумя разнесенными веревками. В этом случае каждая веревка проходит через отдельный судейский карабин. ВСС осуществляют два судьи на страховке. Маршрут движения страхуемого участника должен находиться между линиями ската склона, проходящими через карабины судейских страховок.
Противомаятниковая страховка (ПМС) предотвращает срыв "маятником" на верхней страховке, если карабин верхней страховки находится в стороне от маршрута страхуемого участника. ПМС осуществляется комбинацией верхней страховки и дополнительной веревкой из ПС, расположенного с противоположной стороны, относительно направления падения "маятником". Пункт ПМС может находиться на уровне, выше или ниже маршрута участника.
ПМС могут служить, закрепленные на склоне наклонные, круто наклонные, и вертикальные веревочные перила, к которым пристегивается карабин самостраховки участника.
ПМС может служить командная страховка в комбинации с верхней СС.
ПМС может служить ВСС, в комбинации с командной страховкой.
ВСС может осуществляться через судейский карабин, закрепленный на блоке, который перемещается по, натянутой над маршрутом, судейской веревке или тросу. В этом случае прочность блока должна соответствовать прочности карабина. В противном случае он должен блокироваться к перилам стандартным страховочным карабином. Несущие блок перила должны быть из двойной основной веревки. В качестве несущих перил может применяться стальной трос, диаметром не менее 6мм. Подвеска троса должна иметь коэффициент провиса (отношение центральной стрелы провиса к расстоянию между точками закрепления троса) не менее 0,05, или иметь амортизатор рывка. Фиксация блока и его перемещение на несущих перилах осуществляется двумя дополнительными веревками тяги, или одной, закольцованной на опорах перил, веревкой.
Перильная судейская страховка ПрСС навешиваются на траверсе, на этапе "переправа по бревну", "Навесная переправа" и др. Судейская страховка осуществляется подключением карабина самостраховки участника к судейским перилам. Право участника нагружать или не нагружать перила СС определяется условиями прохождения этапа.
Судейские перила-накопители (петли-накопители) обеспечивают страховку участников (и судей этапа) в пунктах работы на этапе. “Накопители” навешиваются из двойной основной веревки, на надежных естественных и искусственных точках. Точками крепления могут служить скальные выступы, стволы деревьев (не менее 25см диаметром), сблокированные скальные и ледовые крючья и др. На льду такими точками могут служить деревянные столбики, вставленные в отверстия, пробуренные в леднике рыболовным буром. Отверстия для двух столбиков сверлятся под углом 10-15о, друг относительно друга так, чтобы пробуренные отверстия сближались по мере углубления. Столбики стягиваются между собой основной веревкой. Стяжка не позволяет им выскочить из отверстий при выдергивающей составляющей нагрузки.
Судейские петли для подстежки командных веревок навешиваются отдельно от "накопителей", или вяжутся в виде узлов "проводник" на перилах накопителя. Если работа на этапе предполагает дистанционное снятие командных веревок, петли и “проводники” оснащаются судейскими карабинами. Карабины, согласно условий прохождения этапа, могут быть заглушенными и с раскрывающейся защелкой.
Судейские промежуточные точки страховки СПТС (крючья, петли и др.) служат как промежуточные крючья при взаимной командной страховке на этапе. Они могут служить промежуточными точками крепления командных перил, в жестком (посредством узлов "проводник") и скользящем (через карабины) вариантах. Условиями этапа может допускаться их использование как точки самостраховки (не более одного участника на точку). ПТС могут использоваться для подвески ИТО, рюкзаков и др. Судейские ПТС должны иметь запас прочности до 1000кгс. Для этой цели применяются специальные шлямбурные крючья или сблокированные парами скальные крючья. Если крепление крючьев, по каким либо причинам, ненадежно все ПТС блокируются в линию двойной основной веревкой, посредством узлв "проводник" и карабинов. Блокирующая веревка закрепляется в начальной и конечной точках маршрута на надежных точках
(деревьях, скальных выступах и др.). Блокирующую веревку нельзя использовать как опору или перила для участников, для подвески командного снаряжения, как элемент рельефа и для др.целей.
Командные ПТС на скалах набиваются на маршруте из одиночных скальных крючьев, закладок и др. без проверки прочности их крепления. Такие ПТС являются условными и требуют дополнительной ВСС.
Судейские ПТС из одиночных скальных крючьев являются условными и требуют дополнительной ВСС.
Ледовые (ледобурные) крючья могут выполнять роль реальных точек страховки при условиях
: а)Температура льда и воздуха, тепло солнечного освещения не приводят к вытаиванию крючьев. б)Для страховки применяются стандартные ледобуры. в)Крючья завинчиваются на полную (штатную) глубину.г) г)Исключается выдергивающий момент. д)Прочность льда достаточна для надежного закрепления стандартного ледобурного крюка. При невыполнении этих условий (вытаивание крючьев, скалывание льда или рыхлый лед) крючья считаются условными точками страховки и требуют дополнительной судейской страховки.
Нижняя судейская страховка НСС осуществляется посредством судейской страховочной веревки, проходящей через карабины судейских ПТС. Страховку осуществляет судья из оборудованного судейского пункта (см. правила страховки из пункта). Судья на страховке должен иметь соответствующую квалификацию. Страхуемый участник обязан простегивать страховочную веревку через все ПТС, не допускать большого провиса и слабины веревки, не уходить от последней ПТС на радиус, превышающий расстояние до следующей ПТС. На скальных этапах расстояние между ПТС не должно превышать 2м. Пропуск ПТС недопустим.
Судейская страховка на траверсе аналогична п.1.17.
Нижняя командная страховка и командная страховка на траверсе осуществляется командной страховочной веревкой, которая посредством командных карабинов с удлинителями простегивается через судейские ПТС (свойства 1,15) из оборудованного ПС. Условия командной страховки аналогичны п.1.17 и 1.18.
Правила страховки из ПС
: а) Страхующий в ПС должен находиться на самостраховке. б) Обязателен перегиб страховочной веревки через карабин пункта страховки, рассчитанный на момент страховочного рывка. в) Угол между отрезками страховочной веревки, охватывающей страховочный карабин ПС, в момент страховочного рывка не должен превышать 450. Удержание страховочной веревки страхующим производится руками в страховочных рукавицах. г) При страховке через страховочное устройство типа "восьмерка", "шайба", "Букашка" и др., допускается страховка без рукавиц. д) При страховке через страховочное устройство, закрепленное на беседке страхующего, а так же при комбинированной страховке, когда страховочная веревка охватывает тело страхующего, необходима специальная самостраховка, направленная в противоположную сторону относительно страховочного рывка (контрсамостраховка). Контрсамостраховка предохраняет страхующего от удара о скалу при страховочном рывке.
При страховке с полки, до начала движения страхуемого страховочная веревка должна проходить через два карабина ПС так, чтобы при срыве страхуемого до первой ПТС получился
Z-образный зигзаг страховочной веревки с охватом двух карабинов, с суммарным углом охвата не менее 315.(см. определение угла охвата).
Страховочный рывок на страхуемого не должен превышать 400кгс. Это достигается условием
: Суммарный угол охвата карабинов цепи страховки не должен превышать 500о. б) При максимальном расстоянии между ПТС не более 2м путь торможения не должен превышать 4м. Это достигается условием: Суммарный угол охвата карабинов цепи страховки страховочной веревкой должен быть больше 370о. в) Цепь ПТС не должна иметь зигзагов. г) Страховочная веревка, проходящая по ПТС не должна иметь перегибов на выпуклостях и углах скал.
Страховка на свободно висящей веревке. На пути подъема страховка осуществляется комбинацией двух стандартных зажимов типа "Жумар" или "Жумар" - "Кроль". Каждый зажим должен быть пристегнут к страховочной системе участника посредством стандартных карабинов и удлинителей из отрезков основной 10мм веревки. Зажим "Кроль" пристегивается и фиксируется на беседке участника в ориентированном вверх состоянии. "Жумар" через специальные отверстия у кулачка должен блокироваться контрольным карабином.
При подъеме по склону с наличием опоры для ног допускается самостраховка одним зажимом типа "Жумар". Жумар пристегивается к страховочной система участника посредством стандартного карабина и отрезка основной веревки так, чтобы участник свободно дотягивался до ручки Жумара при зависании. В отверстия у кулачка зажима вставляется контрольный карабин.
Самостраховка при подъеме по веревке схватывающим узлом.
Для самостраховки применяется замкнутая петля синтетической веревки, диаметром не менее 6мм. Длина петли, в состоянии завязанного на перильной веревке схватывающего узла, должна позволять свободно дотягиваться участнику до схватывающего узла. При движении вдоль веревки недопустим захват схватывающего узла ладонью участника. При движении вверх узел подталкивается участником снизу. Длина петли должна позволять проталкивать узел и удерживаться за перильную веревку руками или, пристегнутым ниже узла зажимом.
При спуске по веревке схватывающий узел проталкивается ладонью руки сверху. При этом длина петли узла должна быть такой, чтобы при срыве, при рефлекторном захвате веревки руками схватывающийся узел "схватился" ниже рук участника. Это достигается подборкой короткой петли, и подстежкой петли к беседке участника на уровне пояса так, чтобы в нагруженном состоянии петля была короче длины толкающей руки (правило короткой петли). В противном случае, при срыве узел будет проталкиваться вдоль перил, скользящей по веревке ладонью участника не затягиваясь.
Вид схватывающего узла определяется заданием и условием прохождения этапа. Применяются
: "Симметричный, двух оборотный" схватывающий узел, "Несимметричный" 2,5 оборотный, "Симметричный" 3-х оборотный, "Австрийский" узел, Карабинный узел "Бахмана" и др. Схватыватвающий узел должен отвечать следующим требованиям: а) Он должен надежно схватываться на перильной веревке из любого положения, в расправленном и затянутом состоянии, и в нерасправленном, скомканном, "соревновательном" состоянии. б) Петля узла и сам узел должен выдерживать рывок не менее 500кгс. Прочность петли определяется по формуле: . Здесь - прочность петли. - прочность шнура петли. N-количество веревок в поперечном сечении петли. Коэффициент 0,7 определяет потерю прочности петли на перегибе карабина и в узлах.
Проверка схватываемости схватывающего узла проводится технической комиссией соревнования. Проверка проводится на той перильной веревке, на которой будет осуществляться страховка схватывающим узлом. Проверка проводится по схеме
: а)Узел аккуратно завязывается на перильной веревке, несколько затягивается, затем подвергается рывку (руками) с максимальным усилием. Делается 3-4 попытки. б)Как в а. Узел плавно нагружается до усилия, приближающегося к величине веса участника. 3-4 попытки. в) Узел завязывается заведомо в нерасправленном состоянии, в скомканном, "соревновательном" виде. В этом состоянии он подвергается сильному, ручному рывку, 3-4 попытки. г) Условие вязки, как в пункте-в. Тяга как в пункте-б. Прочность петли определяется по известной прочности шнура (по справочнику или по акту испытаний шнура), по формуле в пункте 1.27. Узел допускается для самостраховки на этапе, если: 1)Он надежно схватывается во всех четырех режимах испытания. 2)перильная веревка на этапе соответствует перильной веревке на испытаниях.
Проверку схватываемости схватывающего узла может потребовать судья на этапе, где узел применяется для страховки. Проверка проводится по упрощенной схеме. Узел подвергается ручному рывку в скомканном состоянии. Если узел не схватывается, участник не допускается на маршрут этапа. Участник допускается к прохождению этапа, если после замены узла или изменения его типа (рисунка), узел схватывается на перильной веревке в расправленном и не расправленном виде.
Самостраховка при спуске по веревке осуществляется специальными, стандартными техническими средствами, которые отвечают условиям
: 1)При потере контроля участника над средством спуска, при выпуске веревки из регулирующей руки, при потере сознания и др. страховочное устройство должно автоматически остановить падение. 2)При зависании участник может свободно возобновить спуск по веревке. 3)участник умеет обращаться с данным устройством спуска и страховки.
Самостраховка устройством БСУ (Безопасное спусковое устройство). Автоматическая остановка падения происходит за счет заклинивания перильной веревки в клинообразной щели устройства.
Самостраховка устройством типа "Каталка", "Стоппер" Автоматическая остановка происходит за счет поворота фрикциона возрастающего радиуса, охватываемой его перильной веревкой. Фрикцион выполняет роль прижимного кулачка и мягко заклинивает веревку.
Самостраховка стандартной спусковой (страховочной) "восьмеркой" в режиме "Автостоп". "Восьмерка" пристегивается карабином беседки участника за большое кольцо. Перильная веревка, петлей пропускается в большое кольцо и охватывает шейку восьмерки с полуоборотом так, чтобы натянутая, верхняя часть веревки прижимала нижнюю часть веревки к шейке восьмерки. В этом положении проскальзывание заблокировано. Чтобы проводить спуск, необходимо одной рукой удерживать перильную веревку ниже восьмерки (регулирующая рука), другой рукой плавно повернуть малое кольцо вниз. Этим снимается блокировка и восьмерка переходит в обычное состояние спуска. При выпуске из рук малого кольца и при одновременном выпуске веревки и малого кольца, восьмерка автоматически повернется малым кольцом вверх и остановит падение. Следует помнить, что при повороте малого кольца без захвата перильной веревки регулирующей рукой происходит падение участника, так как он не регулирует спуск своим усилием и не позволяет весьмерке автоматически заблокировать срыв (держит малое кольцо рукой). При умении участника пользоваться таким режимом работы восьмерки, он обеспечивается достаточно надежной страховкой ( более надежной, чем при работе со схватывающим узлом).
Самостраховка "Восьмеркой" при спуске по веревке с тяжелым рюкзаком. Известно, что при спуске по веревке тяжелый рюкзак, висящий на плечах участника, нередко переворачивает участника и делает спуск крайне неудобным. Для стабилизации положения участник подвешивается на спусковой восьмерке посредством веревочного удлинителя (своей самостраховкой). Рюкзак более короткой самостраховкой так же пристегивается к спусковой восьмерке так, чтобы он висел за плечами участника. Лямки рюкзака участник одевает на себя. В таком положении весь вес рюкзака ложится на спусковую восьмерку. Этим исключается опрокидывающий момент. Самостраховка участника и рюкзака осуществляется по схеме пункта 1.32. Для большего удобства к малому кольцу восьмерки пристегивается петля для руки, выводящей восьмерку из режима остановки.
Самостраховка пары "пострадавший + сопровождающий". Самостраховка осуществляется аналогично пункту 1.33. Роль "Тяжелого рюкзака" выполняет пострадавший. Пострадавший подвешивается к восьмерке личной самостраховкой (сидя в беседке) или на специальной подвеске (в рюкзаке, на носилках или др.) Сидя в беседке, пострадавший транспортируется за плечами спасателя. При других типах подвески он может транспортироваться перед спасателем, ниже его и др.(определяется условиями задания на этапе).
Страховка нижней тягой при спуске по веревке. Страховка осуществляется напарником команды (связки), или судьей на страховке, согласно условиям прохождения этапа. Страхующий находится на площадке приземления и держит руками перильную веревку. Участник спускается с помощью "восьмерки", "шайбы", "букашки" или др
. аналогичного устройства. При срыве участника страхующий натягивает перильную веревку вниз и этим увеличивает трение веревки в спусковом устройстве. Падение останавливается. Если страхуемый, по каким либо причинам не может самостоятельно продолжать спуск, страхующий подбирает такое усилие, чтобы страхуемый плавно опускался вниз. Для удобств страховки, чтобы не находиться непосредственно под страхуемым, нижний конец перильной веревки можно пропустить через, закрепленный внизу блок и осуществлять тягу из точки, в стороне от площадки приземления.
Страховка грузом при спуске по веревке на "восьмерке" и аналогичных устройствах, страховку можно осуществлять подвешенным к перилам на уровне площадки приземления, грузом (рюкзак или др.). Груз должен быть такой, чтобы при выпуске веревки из рук участник не проскальзывал по веревке. Подвеска груза осуществляется так, чтобы он в момент приближении спускающегося участника к площадке приземления не ложился на площадку. В противном случае натяжение веревки в нижней части спуска не будет останавливать падение участника при выпуске веревки из рук спускающегося. При спуске участник, слегка подтягивая вверх груз, ослабляет натяжение веревки в спусковом устройстве и оно начинает проскальзывать. Движение автоматически прекращается при прекращении тяги. Такая страховка может успешно осуществляться при спуске отдельных участников, участников с тяжелыми рюкзаками и при спуске по веревке на общей восьмерке, пострадавшего и спасателя.
Страховка первого участника на этапе "Переправа по бревну над каньоном". Страховка осуществляется из разнесенных относительно бревна ПС, двумя веревками. При положении бревна поперек каньона, в горизонтальном или наклонном, в сторону спуска, положении, расстояние от пунктов страховки до бревна должно быть больше длины переправы. Страховка из пунктов осуществляется двумя участниками, как на скалах. При падении с бревна участника страхует веревка из ПС, с противоположной стороны относительно бревна. Вторая веревка служит для последующего подтягивания участника к берегу каньона. При падении с бревна в противоположную сторону роли веревок меняются. Бревно, по условиям этапа, должно быть надежно закреплено и имеющее достаточную прочность.
Страховка первого участника на этапе "Переправа по бревну над каньоном", при косом положении бревна относительно оси каньона. В этом случае пункт страховки, со стороны "большого угла" бревна располагают ниже бревна (на стене или дне каньона). В этом случае обеспечивается охват бревна страховочной веревкой нижнего пункта, при срыве участника в сектор "острого" угла. При срыве в сектор "тупого угла" страхует веревка из берегового пункта. На косом бревне может применяться страховка из пунктов, расположенных по одну сторону от бревна, со стороны "острого" угла. В этом случае одна веревка проходит к страхуемому над бревном, другая под бревном. Дополнительным условием такой страховки является отсутствие сучков и веток на нижней и боковой поверхности бревна, за которые может цепляется нижняя веревка.