Лето - пора отпусков и каникул. Забыты на время привычная суета и домашние хлопоты, бесконечные встречи и изнурительные переговоры. Каждый планирует свой отдых по разному, и туристы студенческого турклуба "Рифей" ЮУрГУ вместе с Управлением по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Челябинска провели III спортивную экспедицию "Памиро-Алай 98".
В этот год Средняя Азия встретила нас обычным палящим солнцем, душистыми дынями, сладкими арбузами и новыми границами, которые несколько затрудняли наше продвижение к горам, что впрочем, сильно не испортило настроение участников. Красивая ночная гроза, как потом выяснилось обычная для нынешнего лета, проводила наш грузовик на перевал Дунон, где и начался наш поход пятой категории сложности. На следующий день, попрощавшись с другими группами, мы, бодро и весело погоняя ишаков, шли и любовались местными красотами. Правда эта идиллия продолжалась недолго, и уже на первый перевал Спартак свои рюкзаки мы несли сами, но как говорится, за удовольствие надо платить. В награду за наши усилия горы раскрывали свою красоту, и облака еще не сильно омрачали своим присутствием.
Высота и красота ледопада Райгородского поражает и притягивает одновременно. В такие моменты очень сильно ощущаются сила и величие гор. Но удача в этот раз от нас отвернулась, и после нехитрых путешествий по лабиринтам разломов ледопада мы стали спускаться обратно ужасно грязные, немного расстроенные, но в целом довольные. К тому же гроза, которая встретила нас в низу, немного позаботилась о нашем внешнем виде, всех умыла и почистила. Весь следующий день мы сушили вещи, играли в "национальные" игры в перерывах между приемами пищи и отправляли Димона наладить контакт с "почти местными жителями". Последними оказались студенты-биологи из Японии и их сопровождающие из Ташкента. Димону, в общем, они понравились, хотя "кошек" у них не оказалось (вообще-то это было основной целью визита, т.к. свои у него сломались), но зато подарили ему карту этого района и угостили чем-то непонятным, но вроде съедобным и даже вкусным. Дальнейший наш путь к заброске сопровождался частыми и нудными дождями, быстро передвигающимися облаками, встречающимися местными жителями и красивыми озерами. Но цель все равно была достигнута, и в тот день солнце порадовало нас своим присутствием, а дежурные вкусными блинчиками. На дальнейшем пути ледники Кшемыш и Щуровского хорошей погодой нас тоже не встретили, но иногда разрешали любоваться окружающей действительностью. Следы пребывания человека в горах иногда встречаются чаще, чем этого хотелось бы. Одним из таких следов оказалась старая альпинистская стоянка, на которой мы нашли связку скальных крючьев и некоторый запас бензина, который потом использовали в пиротехнических целях.
Так получилось, что в основном вся техническая часть маршрута выпала на конец похода. И после встречи с героической "четверкой", которая бодро шагала на выход, погода подарила нам несколько солнечных дней, и нашему взору открылись, постоянно окутанные облаками, пики Варшава и Новосибирцев. Прохождение перевала Долгожданный сопровождалось постоянным грохотом лавин свежевыпавшего снега и камнепадов. В честь прохождения первого сложного перевала, Серегой и Димоном был приготовлен сюрприз - по банке пива для мужчин и кваса для женщин. Только настоящий любитель пива (или кваса) может оценить их геройский поступок, учитывая, что шел пятнадцатый день похода. На следующее утро нас ждал один из красивейших перевалов этого района. Снежный склон перевала Толстого сверкал в лучах яркого солнца, и был не только красив сам по себе, но интересен еще в техническом плане. Настал звездный час фотографов, было отснято столько же кадров, сколько за первые две недели похода. Для этого были созданы все условия: хорошая погода, красивые виды открывшихся вершин и перевалов, техническая работа участников. К нашему большому удивлению на перевале мы оказались не одни. По снежному склону, поедая занесенных ветром на высоту 5000 метров стрекоз, расхаживали вороны. По размерам они не уступали хорошим бройлерным курицам. Вставая на ночлег, пришлось позаботиться чтобы эти проглоты не уменьшили запасы наших продуктов. Спуск с перевала проходил по снежно-ледовому склону среди ледовых разломов. Проблемы создавали только замершие, негнущиеся веревки и возможность обвалов ледовых карнизов. Снизу перевал и путь спуска с него смотрелись впечатляюще.
Погода продолжала радовать нас, позволяя покорить вершину Снежный купол высотой 5150 метров, подъем на которую проходил через перевал Каратура. Крутой перевальный взлет издалека был похож на птицу с расправленными скальными крыльями. Поднявшись на вершину, мы поняли, что лимит хорошей погоды был исчерпан, и облака вдруг вспомнив свои обязанности, стремительно затянули все вокруг и "порадовали" нас свежим снегом. Спускались по веревкам на ощуп, уступая дорогу свежим лавинам, и сравнивая себя с "ежиками в тумане". Путь спуска был нам знаком, поэтому без особых приключений вечером спустились в базовый лагерь, который, правда, пришлось немного поискать в тумане. Конечно, грустно уходить с гор. Участники бросают прощальный взгляд на заснеженные пики, пройденные перевалы и разорванные гигантскими трещинами ледники. И каждый надеется, что эта встреча с горами не была последней.
Остальная часть маршрута проходила по зеленым "альпийским" лугам через простые в техническом плане перевалы, но сложные в моральном. Заросли спелой дикой вишни хоть немного сглаживали подходы к нашему последнему перевалу, который некоторые участники воспринимали как наказание. На перевал, к всеобщей радости, успели подняться еще до того, как солнце успело осветить каменную осыпь склона, и все уже настроились на быстрый спуск вниз к холодному пиву и сладким арбузам. Но планам быстрого прохождения перевала не суждено было сбыться, один из участников, потеряв ориентировку в арчевом лесу, поднялся на другую седловину перевала. Ждать его пришлось долго. Вид нашего "первопроходца" вызывал только жалость, что и спасло его от гнева руководителя. С этого момента в его сознании прочно укрепилось мнение, что первопрохождение простых перевалов совершаются по глупости. Измученные ожиданием заблудившегося участника, длинной пыльной дорогой к вечеру мы все же выбрались к транспорту. О перевозках в горах нужно рассказывать отдельно. В загруженную доверху дровами, сеном, десятью баранами машину резво забрались с десяток местных жителей, а следом за ними и мы со своими рюкзаками. С такими попутчиками поездка по горной дороге скучной не покажется ни кому.
Выезды с гор очень сильно дополняют впечатления о походе, это азиатский базар с его неповторимой атмосферой и ценами (почти даром), это всем известное восточное гостеприимство, это и отдых на "Таджикском море", это и всевозможные блокпосты, таможни, пограничники, которые не дают расслабиться, это и пыльные автобусы и забитое дынями купе вагона. Впечатлений осталось много, но все же с облегчением и грустью все вздохнули, когда поезд подошел к перрону челябинского вокзала. Но сильно никто не жалел о том, что поход закончен, потому что впереди нас ждут новые походы, соревнования, сборы, осенний набор новичков в секцию и, конечно, масса новых встреч и впечатлений.
Библиотека - На главную страницу